Информация для родителей

Кабинет здорового ребёнка

Кабинет здорового ребенка (кабинет профилактической работы с детьми) - методический центр по вопросам развития, воспитания и охраны здоровья детей, расположенный в каждой поликлинике.

Для здоровых детей до 1 года проводится индивидуальный 30-минутный прием по предварительной записи (режимы, вскармливание, уход, гимнастика, массаж и пр.)

Темы занятий определены заранее и доступны родителям

Задачи кабинета здорового ребенка:

  • Пропаганда здорового образа жизни в семье
  • Обучение родителей основным правилам воспитания детей раннего возраста
    • Режим и питание
    • Физическое воспитание - закаливание, массаж, гимнастика
    • Гигиенический уход и пр.
  • Санитарное просвещение родителей по вопросам
    • Гигиенического воспитания детей
    • Профилактики заболеваний
    • Отклонений в развитии ребенка,
    • Подготовке к поступлению дошкольные учреждения
  • Контроль за нервно - психическим развитием детей

Обучения и консультации

Функциональные обязанности во время приема:

  • Консультация матери по вопросам воспитания и охраны здоровья ребенка
    • Организация режима дня, питания, физического воспитания
    • Привитие гигиенических навыков
    • Профилактика пограничных состояний
  • Обучение матери методике проведения массажа и гимнастики в соответствии с возрастом,
  • Проведение массажа детям группы риска
  • Проведение контрольных кормлений, расчетов питания
  • Проведение диагностики нервно - психического развития,
  • Выявление особенностей поведения детей 2 и 3-го года жизни
  • Обучение родителей методике и особенностям искусственного вскармливания
  • Обучение методике устранения и профилактике возникновения вредных привычек, и гигиене полости рта
  • Обеспечение родителей методическими материалами - памятки, брошюры

Читайте так же:

Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к детскому саду.  Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется. В привычную, сложившуюся жизнь в семье буквально врываются изменения: чёткий режим дня, отсутствие родных и близких, постоянное присутствие сверстников, необходимость слушаться и подчиняться незнакомым взрослым, резко уменьшается количество персонального внимания.

Ребёнку необходимо время, чтобы адаптироваться к этой новой жизни в детскому саду.     

Адаптация – это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. Для  ребенка детский садик, несомненно, является еще неизвестным пространством, с новым окружением и   отношениями. Этот процесс требует больших затрат психической энергии и часто проходит с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма.   

Многие особенности поведения ребенка в период адаптации к детскому саду пугают родителей настолько, что они задумываются: а сможет ли ребенок вообще адаптироваться, закончится ли когда-нибудь этот “ужас”? С уверенностью можно сказать: те особенности поведения, которые очень беспокоят родителей, в основном являются типичнымидля всех детей, находящихся в процессе адаптации к детскому саду. В этот период почти все мамы думают, что именно их ребенок “несадовский”, а остальные малыши, якобы, ведут и чувствуют себя лучше. Но это не так.  Адаптация обычно протекает сложно с массой негативных сдвигов в детском организме. Эти сдвиги происходят на всех уровнях, во всех системах.  В новой обстановке малыш постоянно находится в сильном нервно-психическом напряжении, стрессе, который не прекращается ни на минуту особенно в первые дни. Вот распространенные изменения, которые отмечаются у ребенка в период адаптации к детскому саду.

I. Портрет ребёнка, поступившего в детский сад.

1.Эмоции ребенка.

В первые дни пребывания в саду практически у каждого ребёнка сильно выражены отрицательные эмоции:  от хныканья, “плача за компанию” до постоянного приступообразного плача. Особенно яркими являются проявления страха (малыш боится неизвестной обстановки и встречи с незнакомыми детьми,   боится новых воспитателей, а главное, того, что вы забудете о нем, уйдя из сада на работу.Малыш боится, что вы предали его, что не придете за ним вечером, чтобы забрать домой).  На фоне стресса у ребенка вспыхивает гнев, который прорывается наружу (ребёнок вырывается, не давая себя раздеть, или даже  бьёт взрослого, собирающегося оставить его). В период адаптации он раним настолько, что поводом для агрессии служит всё. Нередко случается и наоборот, когда можно наблюдать  депрессивные реакции и “заторможенность” детей, как будто эмоций нет вообще.

В первые дни ребенок испытывает мало положительных эмоций. Он очень расстроен расставанием с мамой и привычной средой. Если малыш и улыбается, то в основном это реакция на новизну или на яркий стимул (необычная игрушка, “одушевленная” взрослым, веселая игра). Наберитесь терпения! На смену отрицательным эмоциям обязательно придут положительные, свидетельствующие о завершении адаптационного периода. Некоторые дети ещё долго будут плакать при расставании, и это не говорит о том, что адаптация идет плохо. Если ребенок успокаивается в течение некоторого времени после ухода мамы, то все в порядке.

2.Контакты со сверстниками и воспитателем.

В первые дни у ребенка снижается социальная активность. Даже общительные, оптимистичные дети становятся напряженными, замкнутыми, беспокойными, малообщительными. Нужно помнить, что малыши 2-3 лет играют не вместе, а рядом друг с другом. У них еще не развита сюжетная игра, в которую включались бы несколько детей. Поэтому не стоит расстраиваться, если ваш ребенок пока не взаимодействует с другими малышами.

О том, что адаптация идет успешно, можно судить по тому, что кроха все охотнее взаимодействует с воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам.

3. Познавательная активность.

Первое время познавательная активность бывает снижена или даже вовсе отсутствовать на фоне стрессовых реакций. Иногда ребенок не интересуется даже игрушками. Не решается играть. Многим детям требуется посидеть в сторонке, чтобы сориентироваться в окружающей обстановке. В процессе успешной адаптации малыш постепенно начинает осваивать пространство группы, его “вылазки” к игрушкам станут более частыми и смелыми, ребенок станет задавать вопросы познавательного плана воспитателю.

4. Навыки.

Под влиянием новых внешних воздействий в первые дли адаптации к детскому саду ребёнок может на короткое время “растерять” навыки самообслуживания (умение пользоваться ложкой, носовым платком, горшком и т.д.).

Успешность адаптации определяется тем, что ребенок не только “вспоминает” забытое, но вы, с удивлением и радостью, отмечаете новые достижения, которым он научился в саду.

5. Особенности речи.

У некоторых детей словарный запас скудеет или появляются “облегченные” слова и предложения. Не волнуйтесь! Речь восстановится и обогатится, когда адаптация будет завершена.

6. Двигательная активность.

Некоторые дети становятся “заторможенными”, а некоторые — неуправляемо активными. Это зависит от темперамента ребенка. Изменяется также и домашняя активность. Хорошим признаком успешной адаптации является восстановление нормальной активности дома, а затем и в садике.

7. Сон.

Если вы оставляете ребенка в саду на дневной сон, то готовьтесь, что в первые дни он будет засыпать плохо. Иногда дети вскакивают, или, уснув, вскоре просыпаться с плачем. Дома также может отмечаться беспокойный дневной и ночной сон. К моменту завершения адаптации сон и дома, и в саду обязательно нормализуется.

8.Аппетит.

В первое время у ребенка бывает пониженный аппетит. Это связано с непривычной пищей (непривычен и вид, и вкус), а также со стрессовыми реакциями — малышу просто не хочется есть. Хорошим признаком считается восстановление аппетита. Пусть малыш съедает не все, что есть на тарелке, но он начинает кушать.

9. Здоровье.

Стресс приводит к тому, что ребёнок слабеет, снижается сопротивляемость организма инфекциям и он может заболеть в первый месяц (а то и раньше) посещения садика. Часто случается так, что причина постоянных простуд и хронических ОРЗ вовсе не медицинская, а психологическая. Один из известных механизмов психологической защиты так и называется – бегство в болезнь. Не надо думать, что ребенок простужается нарочно, мечтая остаться дома. Это стремление он испытывает неявно, неосознанно, не отдавая себе в нем отчета. И организм подчиняется этой скрытой тенденции: начинает демонстрировать удивительнуюослабленность, с легкостью подпадает под любое отрицательное влияние, отказывается противостоять простуде. Любые меры по закаливанию и укреплению организма, безусловно, оправданы и целесообразны. Но не меньшее значение имеют родительские усилия по восстановлению душевной гармонии ребенка. Нередко, добившись эмоционального равновесия, удается преодолеть и склонность к болезням.

Конечно, многие мамы ждут, что негативные моменты поведения и реагирования малыша уйдут в первые же дни. И расстраиваются или даже сердятся, когда этого не происходит. Обычно адаптация проходит за 3-4 недели, но случается, что она растягивается на 3-4 месяца.

II. Почему он так себя ведёт? Или что провоцирует стресс?

1.В огромной степени стресс провоцирует отрыв от матери. Конечно же, малыш неразрывно связан с вами и мама – это главное, что у него было, вернее, есть и будет. И вдруг его любимая и самая прекрасная на свете мама бросила его на произвол судьбы среди ужасной новой обстановки и незнакомых ему ранее детей, которым нет до него дела.

2. Чтобы в этой новой обстановке продержаться, ему необходимо здесь вести себя не так, как дома. Но он не знает этой новой формы поведения и от того страдает, боясь сделать что-то не так. А страх поддерживает стресс, и образуется порочный круг, который все-таки в отличие от всех других кругов имеет точное начало – отрыв от матери. 

3. Обычно, мальчики 3-5 лет более уязвимы в плане адаптации к детскому саду, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней.

4. Кризис трёх лет, который может наслоиться на период адаптации ребёнка, иногда осложняет её прохождение.  

III. Кому легко, а кому трудно.

Часть детей адаптируются к саду относительно легко, и негативные моменты у них уходят в течение 1-3 недель. Другим несколько сложнее, и адаптация тогда длиться около 2 месяцев, по истечении которых их тревога значительно снижается. Если же ребенок не адаптировался по истечении 3 месяцев, такая адаптация считается тяжелой и требует помощи специалиста-психолога.

Кому адаптироваться легче?

·   Детям, чьи родители готовили их к посещению сада заранее, за несколько месяцев до этого события. Эта подготовка могла заключаться в том, что родители читали сказочные истории о посещении садика, играли “в садик” с игрушками, гуляли возле садика или на его территории, рассказывая малышу, что ему предстоит туда ходить. Если родители использовали возможность и познакомили ребенка с воспитателями заранее, то малышу будет значительно легче (особенно, если он не просто видел эту “тетю” несколько минут, а смог пообщаться с ней и пройти в группу, пока мама была рядом).

·   Детям, физически здоровым, т.е. не имеющим ни хронических заболеваний, ни предрасположенности к частым простудным заболеваниям. В адаптационный период все силы организма напряжены, и когда можно направить их на привыкание к новому, не тратя еще и на борьбу с болезнью, это хороший “старт”.

·   Детям, имеющим навыки самостоятельности. Это одевание (хотя бы в небольшом объеме), “горшечный” этикет, самостоятельное принятие пищи. Если ребенок это все умеет, он не тратит силы на то, чтобы срочно этому учиться, а пользуется уже сложившимися навыками.

·   Детям, чей режим близок к режиму сада. За месяц до посещения сада родители должны начать приводить режим ребенка к тому, какой его ждет в саду. Уточните заранее расписание дня в саду. Для того чтобы легко встать утром, ложиться нужно не позже 20:30.

Трудно приходится детям, у которых не соблюдены одно или несколько условий (чем больше, тем будет сложнее). Особенно трудно малышам, которые воспринимают поход в сад как неожиданность из-за того, что родители не разговаривали об этом. Бывают ситуации, когда посещение садика начинается неожиданно по объективным причинам.  И, как ни странно, часто трудно бывает тем детям, чьи мамы (или другие родственники) работают в саду.

IV.Чем могут помочь родители?

Каждый родитель, видя, насколько ребенку непросто, желает помочь ему быстрее адаптироваться. И это замечательно. Комплекс мер состоит в том, чтобы создать дома бережную обстановку, щадящую нервную систему малыша, которая и так работает на полную мощность.

·     В присутствии ребенка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и саде. Даже в том случае, если вам что-то не понравилось. Если ребенку придется ходить в этот сад и эту группу, ему будет легче это делать, уважая воспитателей. Разговаривайте об этом не только с крохой. Расскажите кому-нибудь в его присутствии, в какой хороший сад теперь ходит малыш и какие замечательные воспитатели там работают.

·     В выходные дни не меняйте режим дня ребенка. Можно позволить поспать ему чуть дольше, но не нужно позволять “отсыпаться” слишком долго, что существенно  сдвигает распорядок дня. Если ребенку требуется “отсыпаться”, значит, режим сна у вас организован неверно, и, возможно, малыш слишком поздно ложится вечером.

·     Не перегружайте малыша  в период адаптации. У него в жизни сейчас столько изменений, и лишнее напряжение нервной системы ему ни к чему.

·      Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера.Чаще обнимайте малыша, гладьте по головке, говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи, улучшение в поведении. Больше хвалите, чем ругайте. Ему так сейчас нужна ваша поддержка!

·     Будьте терпимее к капризам. Они возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимите ребёнка, помогите ему успокоиться и переключите на другую деятельность (игру).

·     Согласовав предварительно с воспитателем, дайте в сад небольшую мягкую игрушку.Малыши этого возраста могут нуждаться в игрушке — заместителе мамы. Прижимая к себе что-то мягкое, которое является частичкой дома, ребенку будет гораздо спокойнее.

·     Призовите на помощь сказку или игру. Придумайте свою сказку о том, как маленький мишка впервые пошел в садик, и как ему сначала было неуютно и немного страшно, и как потом он подружился с детьми и воспитателями. “Проиграйте” эту сказку с игрушками. И в сказке, и в игре ключевым моментом является возвращение мамы за ребенком, поэтому ни в коем случае не прерывайте повествования, пока не настанет этот момент. Собственно все это и затевается, чтобы малыш понял; мама обязательно за ним вернется.

V. Спокойное утро.

Больше всего родитель и ребенок расстраиваются при расставании. Как нужно организовать утро, чтобы день и у мамы, и у малыша прошел спокойно? Главное правило таково: спокойна мама — спокоен малыш. Он “считывает” вашу неуверенность и еще больше расстраивается.

·    И дома, и в саду говорите с малышом спокойно, уверенно. Проявляйте доброжелательную настойчивость при пробуждении, одевании, а в саду — раздевании. Разговаривайте с ребенком не слишком громким, но уверенным голосом, озвучивая все, что вы делаете. Иногда хорошим помощником при пробуждении и сборах является та самая игрушка, которую ребёнок берет с собой в садик. Видя, что зайчик “так хочет в сад”, малыш заразится его уверенностью и хорошим настроением.

·    Пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться. Воспитатели давно заметили, что с одним из родителей ребенок расстается относительно спокойно, а другого никак не отпускает от себя, продолжая переживать после его ухода.

·    Обязательно скажите, что вы придете, и обозначьте когда (после прогулки, или после обеда, или после того, как он поспит и покушает). Малышу легче знать, что мама придет после какого-то события, чем ждать ее каждую минуту. Не задерживайтесь, выполняйте свои обещания!

·    Придумайте свой ритуал прощания (например, поцеловать, помахать рукой, сказать “пока”). После этого сразу уходите: уверенно и не оборачиваясь. Чем дольше вы топчитесь в нерешительности, тем сильнее переживает малыш.

VI. Типичные ошибки родителей

К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка к детскому саду. Чего нельзя делать ни в коем случае:

 ·       Нельзя наказывать или сердиться на малыша за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Помните, он имеет право на такую реакцию. Строгое напоминание о том, что “он обещал не плакать”, — тоже абсолютно не эффективно. Дети этого возраста еще не умеют “держать слово”. Лучше еще раз скажите, что вы его очень любите и обязательно  придете за ним.

·        Стоит избегать разговоров о слёзах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Кажется, что сын или дочь ещё очень маленькие и не понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и это ещё больше усиливает детскую тревогу.

·        Нельзя пугать детским садом (“Вот будешь себя плохо вести, опять в детский сад пойдешь!”). Место, которым пугают, никогда не станет ни любимым, ни безопасным.

·        Нельзя плохо отзываться о воспитателях и саде при ребенке. Это наводит малыша на мысль, что сад — это нехорошее место и его окружают плохие люди. Тогда тревога не пройдет вообще.

·       Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы придете очень скоро, если малышу, например, предстоит оставаться в садике полдня или даже полный день. Пусть лучше он знает, что мама придет не скоро, чем будет ждать ее целый день и может потерять доверие к самому близкому человеку.

VII. Помощь нужна еще и родителям!

Когда речь идет об адаптации ребенка к саду, часто говорят о том, как трудно малышу и какая ему нужна помощь. Но “за кадром” почти всегда остаются родители, которые находится в не меньшем стрессе и переживаниях! Они тоже остро нуждаются в помощи и почти никогда ее не получают.

Часто мамы и папы не понимают, что с ними происходит, и пытаются игнорировать свои эмоции. Но не стоит этого делать. Вы имеете право на все свои чувства, и в данном случае они являются естественными. Поступление в сад — это момент отделения ребенка от родителей, и это испытание для всех. У мамы и папы  тоже “рвется” сердце, когда они видит, как переживает малыш, а ведь в первое время он может заплакать только при одном упоминании, что завтра придется идти в сад.

Чтобы помочь себе, нужно:

·        быть уверенными, что посещение сада действительно нужно семье. Например, когда маме просто необходимо работать, чтобы вносить свой вклад (порой единственный) в доход семьи. Иногда мамы отдают ребенка в сад раньше, чем выходят на работу, чтобы помочь ему адаптироваться, забирая пораньше, если это будет нужно. Чем меньше сомнений в целесообразности посещения сада, тем больше уверенности, что ребенок рано или поздно обязательно справится. И малыш, реагируя именно на эту уверенную позицию, адаптируется гораздо быстрее.

·       поверить, что малыш на самом деле вовсе не “слабое” создание. Адаптационная система ребенка достаточно сильна, чтобы это испытание выдержать, даже если слезы текут рекой. Парадоксально, но факт: хорошо, что ребёнок плачет! Поверьте, у него настоящее горе, ведь он расстается с самым дорогим человеком — с мамой! Он пока не знает, что вы обязательно придете, еще не установился режим. Но вы-то знаете, что происходит, и уверены, что заберете малыша из сада. Хуже, когда ребенок настолько зажат тисками стресса, и у него не получается плакать. Плач — это помощник нервной системы, он не дает ей перегружаться. Поэтому не бойтесь детского плача, не сердитесь на ребенка за “нытье”. Конечно, детские слезы заставляют вас переживать, но вы тоже обязательно справитесь.

·       воспользоваться помощью. В детском саду есть психолог. Этот специалист предлагает помощь не только (и не столько!) ребенку, сколько его родителям, рассказав о том, как проходит адаптация, и уверив, что в саду действительно работают люди, внимательные к детям. Иногда родителям очень нужно знать, что ребенок быстро успокаивается после ее ухода, и такую информацию даёт психолог, наблюдающий за детьми в процессе адаптации, и воспитатели.

·        заручиться поддержкой. Вокруг вас родители, переживающие те же чувства в этот период. Поддерживайте друг друга, узнайте, какие “ноу-хау” есть у каждого из вас в деле помощи малышу. Вместе отмечайте и радуйтесь успехам детей и самих себя.

Рекомендации для родителей по адаптации детей к школе (1 класс)

Проблема адаптации первоклассников к школе является актуальной как для родителей, так и для всей системы образования. Приходя в школу, попадая в новую для себя ситуацию, практически все дети переживают и волнуются. И учитель, и воспитатель, а также родители заинтересованы в том, чтобы первоклассники как можно быстрее и успешнее вошли в школьную жизнь.

Большинство первоклассников приходят в школу из детского сада. Там были игры, прогулки, спокойный режим, дневной сон, всегда рядышком воспитательница. Там нынешние первоклассники были самыми старшими детьми! В школе все по-другому: здесь

- работа в достаточно напряженном режиме и новая жесткая система требований. Для того, чтобы приспособиться к ним, нужны силы и время.

Очень сложным для первоклассников является период адаптации к школе, он длится от 2-3 недель до полугода. Это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, типа учебного заведения, уровня сложности образовательных программ, степени подготовленности ребенка к школе.

Адаптация - привыкание, “вписывание” ребенка в какую – то среду.

Для успешной адаптации первоклассников очень важна мотивация учения. На первом году она в основном обеспечивается взрослыми. От того, как они реагируют на попытки малышей освоить или узнать что-то новое, во многом зависит, захотят ли первоклассники учиться. Для развития учебной мотивации важно, чтобы первые шаги ребенка в школе встречали заинтересованность и понимание со стороны взрослых.

Рекомендация первая: самое главное, что вы можете подарить своему ребенку, - это ваше внимание.

Рекомендация вторая: ваше положительное отношение к школе, учителям и воспитателям упростит ребенку период адаптации. Рекомендация третья: помогите ребенку привыкнуть к новому режиму жизни, установить отношения со сверстниками и чувствовать себя уверенно.

Дополнительные рекомендации родителям по адаптации детей в начальной школе.

  1. Изучайте своего ребенка, наблюдая за ним в различных ситуациях, что поможет лучше узнать своего малыша, те или иные черты его характера.
  2. Развивайте двигательную активность ребенка, т.к. выносливый ребенок, который привык к физическим нагрузкам, переносит адаптацию легче, чем слабый и малоподвижный ребенок.
  3. Не потакайте всем прихотям ребенка, не злоупотребляйте лаской, т.к. это может привести к упрямству и капризности.
  4. Не подавляйте тягу к самостоятельности.
  5. Постарайтесь отвечать на все вопросы ребенка, т.к. любознательность в этом возрасте не знает границ.
  6. Научите ребенка самостоятельно справляться с возникающими школьными трудностями.
  7. Не нервничайте и не расстраивайтесь из-за неудач ребенка, т.к. он боится лишний раз огорчить родителей.
  8. Учите ребенка дружить с детьми: быть честными, уважать друзей, приглашайте в свой дом, не допускайте предательства, критикуйте, не унижая, а поддерживая. Помните, что дружба детства, которая будет поддержана вами, возможно, станет опорой вашего ребенка во взрослой жизни.
  9. «Это заветное желание каждого отца, каждой матери - чтобы детям хотелось хорошо учиться. Оно имеет своим источником желание принести матери и отцу радость. А это желание пробуждается в детском сердце лишь тогда, ребенок уже пережил, испытал радость творения добра для людей. Я глубоко убежден, что заставить ребенка хорошо

учиться можно, побудив его к добрым поступкам для блага людей, утвердив в его сердце чуткость к окружающему миру, воспитав способность познавать душевный мир другого человека сердцем.» (Сухомлинский В.А.)

Помните: Ваш ребенок будет учиться в школе не так, как когда-то учились вы. Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать. Старайтесь только положительно оценивать учебу вашего малыша, даже если вам кажется, что его успехи явно недостаточны. Живите во имя своего ребенка, проявляйте к нему максимум внимания, переживайте за каждую неудачу малыша и радуйтесь даже самым маленьким его успехам. Будьте ему другом, тогда малыш доверит вам самое сокровенное.

Рекомендации педагога – психолога для родителей.

Развитие познавательной и эмоционально волевой сферы.

Дорогие родители, каждый из Вас желает для своего ребёнка счастливого будущего. Одной из составляющей счастливой жизни – это будущая профессия. Но не каждый родитель понимает, что общее образование является основой, фундаментом будущей профессии. А основой образования ученика являются его умственные способности. Если у ребёнка уровень развития познавательных процессов (мышления, памяти, внимания, воображения и т.д.) на высоком уровне, то соответственно в будущем ребёнок сможет выучиться на хорошую профессию, если же развитие умственных способностей на низком уровне, то мало вероятно, что ребёнок сможет освоить такую профессию, поэтому Вам, дорогие родители, следует уделить особое внимание на развитие именно позновательных процессов:

  1. На уроках от детей требуется быстрое переключение внимания с одного вида деятельности на другой. Это свойство внимания родители могут развивать дома с помощью двигательных упражнений. Дети могут выполнять и заканчивать свои действия по команде, быстро переходя с одного вида движений к другому (использовать физ. упражнения): шагать, прыгать, останавливаться.
  2. Тренируйте с помощью длительного сосредоточения: прослушать и пересказать рассказ, нарисовать город, играйте в настольные игры.
  3. Почаще предлагайте детям, следующие упражнения: в газете, в старой книге на одной из страниц зачеркнуть карандашом все буквы «а», стараясь не пропустить их (задание можно постепенно усложнить, попросив ребёнка зачеркнуть все буквы «а», обвести в кружок все буквы «к», подчеркнуть все буквы «о»).
  4. Используйте дидактические игры с чётко выраженными правилами.
  5. Регулярно включайте детей в выполнение заданий по предварительно разработанному плану действий: можно выполнять постройки из конструкторов, рисунки, орнаменты, аппликации, поделки, форму которых вы задаёте словесно или с помощью схемы.
  6. Для тренировки памяти просите детей пересказывать рассказы, сказки по схематическому плану, составленному вами.
  7. Предлагайте детям:

А) повторять слова, цифры, предложения, сказанные вами; Б) неоконченные фразы, которые нужно окончить;

В) вопросы, на которые необходимо ответить, поощряя тех детей, которые стараются чаще отвечать на них.

  1. Для развития мышления учите сравнивать, анализировать образец и результаты своей и чужой работы, находить и исправлять ошибки.
  2. Периодическое переключение с одного вида работы на другой, активная познавательная деятельность, формирование контроля и самоконтроля – такой подход поможет развить познавательные процессы, необходимые для правильного восприятия, понимания учебного материала в школе, а это в свою очередь поможет ребёнку в будущем не только в освоении профессии, но и во взаимодействии с окружающими.

Уважаемые родители, помните, что развитие эмоционально-волевой сферы ребёнка является основой для развития познавательных процессов, поэтому с вышеизложенными рекомендациями необходимо помнить о том, что вашему ребёнку требуется теплота, уют, спокойствие, которое можете создать Вы у себя дома, в семье. Поэтому если эмоциональная сторона личности детей будет правильно развита (то есть ребёнок не будет импульсивным, ребёнок адекватно воспринимает критику, ребёнок в конфликте не ведёт себя агрессивно и т.д.) то его умственное развитие также будет на высоком уровне. Учите детей быть более понимающим, в конфликтах искать компромиссы, а главное любите своих детей, обнимайте их чаще. Говорите приятные слова, хвалите их, пусть они почувствуют Вашу заботу, создать гармонию в детско – родительских отношениях.

ПАМЯТКА

Рекомендации родителям по адаптации первоклассника

  1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
  2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
  3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
  4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
  5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками.
  6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за двойки и грязь в тетради. Все это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упреков и наказаний ваш ребенок потеряет веру в себя.
  7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
  8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
  9. Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.
  10. Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6-7- летних детей. Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз. Поэтому, если занятия музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью воспитания вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или со второго класса.
  11. Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 10–15 минут. Поэтому, когда вы будете делать с ним уроки, через каждые 10–15 минут необходимо прерываться и обязательно давать малышу физическую разрядку. Можете просто попросить его попрыгать на месте 10 раз, побегать или потанцевать под музыку несколько минут. Начинать выполнение домашних заданий лучше с письма. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа.
  12. Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день.

Несколько коротких правил для родителей по адаптации первоклассника

  • Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.
  • Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребенку, что он хуже других.
  • Следует по возможности честно и терпеливо отвечать на любые вопросы ребенка.
  • Старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребенком.
  • Учите ребенка свободно и непринужденно общаться не только со своими сверстниками, но и со взрослыми.
  • Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь.
  • Будьте честны в оценках своих чувств к ребенку.
  • Всегда говорите ребенку правду, даже когда вам это невыгодно.
  • Оценивайте только поступки, а не самого ребенка.
  • Не добивайтесь успеха силой. Принуждение есть худший вариант нравственного воспитания. Принуждение в семье создает атмосферу разрушения личности ребенка.
  • Признавайте права ребенка на ошибки.
  • Думайте о детском «банке» счастливых воспоминаний.
  • Ребенок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.
  • И вообще, хоть иногда ставьте себя на место своего ребенка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним.

Сегодня модно возвращаться «назад к природе» — носить одежду из натуральных материалов, есть выращенную на природных удобрениях пищу, лечить болезни «травками» и… отказываться от прививок.

Главный аргумент

Один из основных аргументов «антипрививочников»: организм новорожденного ребенка еще настолько не адаптирован, что вакцина наносит ему непоправимый вред.

Но организм появившегося на свет человека никак не может быть неадаптированным, иначе бы малыш умер в считанные часы после родов – просто вступив в контакт с микрофлорой еще в родовых путях или при первом вздохе.

Прививка – это помощь организму ребенка, которая позволяет создать ему собственный иммунитет, не перенося тяжелое, а иногда и смертельное заболевание.

Часто противники прививок бравируют тем, что их малыш дожил до года-трех-пяти и ни разу не заболел тем, от чего его не прививали.

Объяснение достаточно простое. До какого-то момент непривитого ребенка защищают окружающие его дети — в большинстве своем вакцинированные и потому не болеющие и не распространяющие опасные инфекции. А если заразиться не от кого, то непривитый ребенок и не заболеет.

Впрочем, шанс заразиться у непривитого ребенка все равно остается очень высоким. И на опасные симптомы той или иной болезни родители могут не обратить внимание сразу. А, например, дифтерия, не диагностированная в течение трех дней, протекает крайне тяжело и может закончиться трагично.

Живые и мертвые

Некоторые родители боятся вакцинации живым вирусом, считая, что малыш непременно заболеет именно после прививки.

Действительно – встречаются совпадения. Когда через неделю, две или даже месяц после прививки ребенок, например, сильно простужается. Но не стоит забывать, что вакцина от гепатита В никак не может защитить от гриппа или последствия промокших ног.

Когда начинает чихать и кашлять взрослый, он во всем винит отвратительную погоду, но если заболел малыш – кто-нибудь обязательно вспомнит про прививку, которую сделали в прошлом квартале. Поэтому хочется напомнить, что последствия введения современной вакцины появляются практически сразу – обычно от первого получаса до суток. И никогда через месяц или два.

Единственная прививка, которую с 2011 года делают маленьким детям «живой вакциной» — от полиомиелита. Однако эта процедура проводится только после успешного вакцинирования не содержащей живых вирусов инактивированной вакциной, чтобы последующая прививка не навредила.

Это жизненная необходимость, поскольку в России появился новый штамм вируса полиомиелита, и другим способом защитить ребенка от страшного заболевания невозможно.

Единственный ребенок, заболевший новым «диким» полиомиелитом в Москве, был как раз не привит. А полиомиелит – это заболевание, которое практически гарантированно заканчивается глубокой инвалидностью.

Жизнь за забором

Есть и еще один аргумент противников детских прививок: малыш не контактирует с людьми из группы риска, потому заболеть не может.
Но невозможно создать малышу условия полной стерильности, если он живет с другими людьми. Папа и мама приносят домой бактерии и вирусы с улицы.

Кроме того, после отлучения от груди дети лишаются естественной защиты – антител, которые они получали вместе с молоком матери. И теперь шансы заболеть у них гораздо выше, чем раньше.

Не забывайте также, насколько высок в нашей стране уровень распространения того же гепатита В. Поэтому прививка малышам делается про запас – к подростковому возрасту, относящемуся к повышенному риску развития этой болезни.

Есть некоторый шанс получить вирус гепатита В и через препараты крови – иногда даже самый тщательный контроль дает сбой. И где гарантия, что не привитый от гепатита человек не окажется в ситуации, когда переливание этих препаратов для него окажется жизненно необходимым?

Автор: Михаил Костинов

Михаил Петрович Костинов — ведущий российский иммунолог. Сфера его научных интересов лежит в области вакцинации детей (в том числе — с ослабленным иммунитетом и другими нарушениями) и беременных женщин.
Под редакцией Михаила Петровича вышло несколько книг по вакцинопрофилактике. Он — автор многих научных статей и нескольких практических руководств по вакцинации, которыми пользуются российские врачи.

Михаил Петрович возглавляет лабораторию вакцинопрофилактики и иммунотерапии аллергических заболеваний отдела аллергологии ГУ НИИ вакцин и сывороток им. И. И. Мечникова РАМН. Доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ.
Большую часть своего времени Михаил Петрович уделяет просветительской деятельности, рассказывая о вакцинации в различных интервью в прессе, радио и ТВ.

Грудное вскармливание влияет на умственные способности детей даже в средней школе, выяснили ученые из Оксфорда и Института социальных и экономических исследований в Эссексе, Великобритания.

В исследовании приняли участие больше 10 000 детей из Бристоля, рожденных в 1991 и 1992 годах. Выяснилось, что грудное вскармливание на протяжении хотя бы первого месяца жизни впоследствии делает детей умнее по сравнению с их сверстниками, которые с самого начала питались искусственными смесями.

Ученые сравнивали«пары детей, росших в одинаковых семейных обстоятельствах и у матерей с равным коэффициентом интеллектуальности (IQ). Единственная разница между ними заключалась в способе питания в младенчестве.

Исследователи оценивали умственные способности участников эксперимента в возрасте 5, 7, 11 и 14 лет. Уровень IQ детей, которых кормили грудью, оказался в среднем на 3–5 пунктов выше, чем у прочих.

«Ученые уже неоднократно доказывали, что грудное вскармливание полезно для умственных способностей детей и, в частности, дошкольников, — рассказывает Мария Лакову, сотрудник Института социальных и экономических исследований. — Мы бы не удивились, если бы со временем эффект от грудного вскармливания исчез, но случилось иначе».

Ранее учеными было доказано, что грудное молоко также защищает ребенка от стрессов, инфекций и развивает кишечник малыша.

Источник: takzdorovo.ru

Инфекционные болезни людей - это заболевания, вызываемые болезнетворными микроорганизмами и передающиеся от зараженного человека (или животного)здоровому.

Основные пути передачи инфекции и воздействие на них

Профилактика инфекционных заболеваний

         Как и любые другие болезни, инфекционные заболевания проще не допустить, чем потом лечить. Для этого используется профилактика инфекционных заболеваний, которая позволяет предотвратить развитие инфекционного процесса.

         Выделяют общественную и индивидуальную профилактику. Индивидуальная профилактика предусматривает:прививки, закаливание, прогулки на свежем воздухе, занятия спортом, правильное питание, соблюдение правил личной гигиены, отказ от вредных привычек, быта и отдыха, охрану окружающей среды. Общественная включает систему мероприятий по охране здоровья коллективов:создание здоровых и безопасных условий труда и быта на производстве, на рабочем месте.

         В целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней проводится иммунопрофилактика путем проведения профилактических прививок.Этот вид профилактики инфекционных заболеваний непосредственно связан с созданием в организме человека иммунитета (невосприимчивости) к определенной инфекции с помощью иммунизации и называется – специфическая иммунопрофилактика инфекционных заболеваний. Выделяют два основных вида иммунопрофилактики:

Значение иммунопрофилактики

     Необходимо помнить: чем больше людей вакцинировано, тем выше коллективный иммунитет и барьер для инфекционных заболеваний. Победить инфекцию можно, если вакцинацией будет охвачено все население.

     Каким бы не был метод профилактики, его использование поможет предотвратить заболевание, что особенно важно при неизлечимых инфекциях, таких как ВИЧ СПИД, бешенство и вирусные гепатиты.

    • воздушно-капельный путь передачи(грипп, простудные заболевания, ветряная оспа, коклюш, туберкулез, дифтерия, корь, краснуха  и др.) – для профилактики  используются маски, проветривание, недопущение скопления большого количества людей в помещении;
    • алиментарный (пищевой) путь передачи (все кишечные инфекции, сальмонеллез, дизентерия, вирусный гепатит А) – важную роль играет личная гигиена, мытье рук, продуктов питания, отсутствие мух в помещениях;
    • половой (контактный) путь передачи (вирусный гепатит В, С, ВИЧ СПИД, генитальный герпес, сифилис, гонорея, папилломатоз) – важным моментом профилактики таких инфекций является отсутствие беспорядочной половой жизни с частой сменой партнеров и использование презервативов;
    • кровяной путь передачи (наиболее часто – вирусный гепатит В, ВИЧ СПИД) – в этом случае предотвратить инфекционные заболевания помогут стерильный хирургический инструментарий, отказ от татуировок (особенно в домашних условиях), то есть все усилия направлены на предотвращение нарушения целостности кожи и слизистых оболочек.
    • активная иммунизация (вакцинация) – после введения в организм человека вакцины (антиген возбудителя или живые ослабленные микроорганизмы) происходит образование специфических антител, которые даже при заражении препятствуют развитию инфекционного заболевания. В настоящее время проводится активная иммунизация против таких инфекционных заболеваний: столбняк, коклюш, дифтерия, вирусный гепатит В, полиомиелит, корь, краснуха, эпидпаротит («свинка»), туберкулез.
    • пассивная иммунизация – в организм вводятся готовые антитела к определенной инфекции, что используется для экстренной профилактики инфекционных заболеваний (экстренная профилактика столбняка).

Реестр аптечных   организаций   для отпуска лекарственных препаратов, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов по рецептам врача (фельдшера) бесплатно гражданам, включенным  в Федеральный регистр лиц,  имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов в 2024 году

(в редакции приказов от 26.01.2024 № 174-п, от 09.02.2024 № 295-п, от 29.03.2024 № 738-п, от 24.05.2024 № 1188-п, от 05.06.2024 № 1324-п)

Основная цель физического воспитания детей — обеспечить правильное развитие растущего организма, укрепить здоровье, повысить выносливость и закалить ребенка, увеличить его сопротивляемость к за­болеваниям.

Особенностью детей грудного возраста является быстрый рост всего организма. Та­кого бурного роста мы не наблюдаем в течение всей дальнейшей жизни. Рост и раз­витие ребенка проходят тем лучше, чем крепче и здоровее ребенок.

Для нормального развития ребенка не­обходимы режим питания, правиль­ный распорядок дня (режим), широкое пользование чистым свежим воздухом, ги­гиеническая теплая и легкая одежда, пре­дупреждающая как охлаждение, так и перегревание тела — очень вредные для ма­леньких детей, наконец, правильный уход и чистота.

Огромную роль в общем развитии ребен­ка играет развитие его движений, особенно в первый год жизни, когда движения формируются: ребенок овладевает хватанием, сидением, стоянием, ползанием, ходьбой.

Велико значение для правильного разви­тия ребенка применяемых с грудного воз­раста специальных физических упражнений. Исследования ученых отмечают чрезвычайно благоприятное действие таких упражнений на общее развитие детей груд­ного возраста. Установлено, что они под влиянием физических упражнений развива­ются значительно лучше: улучшаются вес, рост.

Под влиянием массажа, гимнастики, игр у детей грудного возраста повышается общая сопротивляемость организма к заболеваниям, закаляется весь организм ребенка.

Ряд наблюдений показывает, что дети, с которыми проводили физические упраж­нения, по сравнению с другими детьми меньше болеют, а также легче переносят заболевания и быстрее выздоравливают. Физические упражнения способствуют предупреждению заболеваний дыхательных пу­тей у детей грудного возраста и, значит, являются средством борьбы с детским ту­беркулезом.

Физические упражнения полезны нор­мально развивающимся детям. Еще в большей степени они полезны детям больным,­ выздоравливающим и детям, отстающим в своем развитии.

Большое влияние оказывают физические упражнения на развитие костей и суставов. Благодаря мышечным упражнениям укреп­ляются, главным образом, длинные кости рук и ног, что имеет большое положитель­ное значение при рахите. Ведь при рахите процессом болезни затрагиваются не толь­ко кости, а страдает и слабеет весь орга­низм: мышцы становятся вялыми, суставы разболтанными, живот приобретает форму «лягушечьего» живота. У детей, больных рахитом, физические упражнения улучшают обмен веществ, укрепляют мускулатуру, способствуют лучшему питанию костной си­стемы. Для детей, больных рахитом, осо­бенно полезны специальные упражнения, укрепляющие мышцы живота, благодаря чему живот их приобретает свою нормаль­ную форму.

Наряду с солнечным светом, свежим воз­духом,  правильным питанием  физические упражнения не только помогают лечению рахита, но и предупреждают  заболева­ние им.

У детей слабых, с плохо развитой муску­латурой, малокровных под влиянием фи­зических упражнений укрепляется муску­латура, улучшается состав крови. Физиче­ские упражнения очень полезны и детям с ненормально большим весом, которые склонны к разным заболеваниям.

Движения необходимы не только для развития мышц, костей и суставов, но еще в большей степени для нормальной деятель­ности внутренних органов, для всех жизнен­ных процессов организма: дыхания, крово­обращения, пищеварения. Недостаток дви­жений ведет к общему снижению жизнедея­тельности всего организма. Применение соответствующих возрасту и состоянию раз­вития ребенка физических упражнений про­буждает у детей двигательную активность— они становятся бодрыми и начинают быст­ро прибавлять в весе.

Физические упражнения оказывают влия­ние и на развитие психической деятель­ности ребенка, улучшают его способности восприятия, внимания, памяти, речи. У детей с неуравновешенным настроением они способствуют улучшению настроения, дети реже плачут, улучшаются их сон и аппетит.

Известно, что нарушения в развитии костно-мышечной системы часто имеют свое начало в раннем детском возрасте.

Неправильное ношение ребенка постоян­но на одной и той же руке, преждевремен­ное сажание ребенка за столик для кормления или игры, обкладывание подушками при обучении детей сидению, пеленание — способствуют возникновению неправильной осанки и других отклонений от нормально­го развития.

Формирование правильной осанки можно начинать с первых месяцев жизни.

Детям следует создавать условия для развития их движений, например, развер­нув ребенка, удобно положить его и предо­ставить ему возможность на короткое время свободно двигать ручками и ножками. Это надо делать несколько раз в день. Когда ребенок подрастет, особое внимание сле­дует уделять развитию ползания.

Закаливание детей грудного возраста приучает детский организм переносить пе­ремены температуры воздуха без болезнен­ных явлений. Сюда относятся воздушные ванны и водные процедуры, но делать их надо осторожно, точно соблюдая указанное врачом время процедур, иначе они могут принести вред. Выбор физических упражне­ний и их дозировка производятся по совету врача.

Основная форма физических упражнений у детей грудного возраста — игра, которая должна занимать большое место в режиме дня ребенка.

Здоровый человек — это не только физи­чески крепкий, жизнерадостный, любящий труд, но и человек, организм которого способен сопротивляться всяким вредным воз­действиям и заболеваниям. Такие люди умеют хорошо работать, весело отдыхать и своим бодрым настроением служат прекрас­ным примером для окружающих. О них с уважением говорят, что это люди «зака­ленные». Как же воспитывать людей такой «закалки»? Известно, что некоторые дети зимой часто болеют катарами верхних ды­хательных путей — насморком, кашлем, а летом имеют склонность к желудочно-ки­шечным заболеваниям. В громадном боль­шинстве случаев это относится к детям из­неженным, домашний режим которых с са­мого начала был организован неразумно, неправильно.

Каждая мать знает, что для того, чтобы вырастить здорового ребенка, необходимо создать ему надлежащие условия ухода и питания: кормление грудью в первые ме­сяцы жизни, своевременный прикорм по назначению врача и достаточное пребыва­ние на свежем воздухе. Но и этого еще да­леко не достаточно. Необходимо приложить все усилия, чтобы ребенок не подвергался постоянным «простудным» заболеваниям и не боялся перемен температуры воздуха. Он должен быть «закален». Такой ребенок не побоится открытой форточки зимой; он без всякого для себя вреда бегает в летний день босиком по мокрой земле, может по­пасть во время прогулки под дождь, ему не опасно, например, искупаться в прохлад­ной воде.

Чтобы понять, в чем состоит закаливание ребенка, нужно знать некоторые особен­ности строения его организма.

Нежную кожу маленького ребенка про­низывают многочисленные разветвленные сосуды. Все они тесно связаны с сердцем и имеют особые регулирующие аппараты, вызывающие их расширение и сокращение. Кроме того, в коже находятся многочислен­ные нервные окончания (рецепторы), вос­принимающие все раздражения и передаю­щие их в головной мозг; оттуда раздраже­ние — сигнал — поступает к разным орга­нам и в том числе к нервным аппаратам сосудов.

При действии на кожу различных раздра­жений, например прохладного воздуха, ветра, появляется реакция в виде сокращения сосудов, а иногда и так называемой «гусиной кожи». Раздражение, полученное воспринимающими аппаратами кожи, вызы­вает также раздражение в слизистых обо­лочках; сосуды их вначале сокращаются, а затем расширяются; результатом этого является выделение жидкости — насморк, чихание, кашель.

Нередко изнеженные дети после более или менее длительной прогулки с после­дующим даже незначительным охлажде­нием заболевают серьезным поражением дыхательных путей; случайное значитель­ное охлаждение, например купание в холод­ной воде, пребывание под дождем, приво­дят к воспалению легких или ревматическо­му заболеванию.

Но вовсе не обязательно, чтобы нервные окончания кожи и ее сосудов так чутко реагировали на всякое колебание внешней температуры. Если эти раздражающие мо­менты будут действовать постепенно и по­стоянно, то сосуды и нервы приспособятся к ним и реакция не выразится столь интен­сивно. Выработать у ребенка способность легко переносить колебания температуры — это и значит «закалить» его. Закаливание организма надо начинать рано, проводить настойчиво и систематически.

Одним из первых методов закаливания является воздушная ванна. Ее делают уже со второго месяца жизни ребенка. При обычной комнатной температуре 18—20 гра­дусов мать раздевает малыша, следя, чтобы он не был потным, кладет его на животик, затем на спинку, потягивая его ножки и разводя в сторону ручки. Вначале эта про­цедура должна длиться не больше 2—3 ми­нут, а к третьему месяцу уже не меньше чем по 8—10 минут два раза в день. Разу­меется, надо следить, чтобы ребенок не озяб.

С первых месяцев жизни необходимо приучить ребенка во время сна оставаться в комнате или с открытой форточкой, или же предварительно хорошо проветренной. Не нужно бояться некоторого понижения температуры в комнате; как показывают наблюдения, в таких условиях ребенок засы­пает гораздо быстрее. Это можно объяснить влиянием прохладного воздуха на те же воспринимающие аппараты кожи; раздра­жение передается в мозг, вызывая так на­зываемое торможение его, приводящее к глубокому сну.

Летом ребенка следует оставлять на воз­духе целый день. Зимой прогулки должны быть ежедневными, а еще лучше — дважды в день по часу-полтора. Ребенок, заранее приученный к колебаниям температуры, должен гулять ежедневно при всякой погоде.

Если есть возможность, нужно организо­вать дневной сон на воздухе во всякое вре­мя года и в крайнем случае укладывать ребенка спать днем при открытой форточке. Именно во время сна необходим усиленный приток свежего воздуха, так как все процес­сы газообмена в организме значительно сни­жаются.

Детям, научившимся ходить, нужно и зи­мой и летом во время прогулки предостав­лять больше самостоятельности: зимой ребенку дают лопатку, санки, летом — песоч­ники и другие игрушки. Самостоятельные занятия на свежем воздухе оказывают благотворное влияние на ребенка: он глубже дышит, вся мускулатура его. тела участвует в движении.

Один из важнейших методов закалива­ния — гимнастика. К гимнастическим уп­ражнениям ребенка нужно приучать уже с четвертого-пятого месяца жизни. Их цель — не только укрепление мышечной системы, но и улучшение работы органов дыхания, кровообращения и пищеварения.

Все физические упражнения проводятся при температуре не ниже 18—20 градусов, так как ребенка нужно раздеть совсем.

В конце первого года физические упраж­нения детей постепенно усложняются. Очень хорошо использовать игру в мячик, поднимание вверх игрушек, придавать гим­настике характер самостоятельных движе­ний, например, лежа на коврике, ребенок поднимает ножки вверх или же, лежа на животике, постепенно выгибается, опираясь на ручки и ножки.

Организуя игры и упражнения, мать должна позаботиться, чтобы одежда ребен­ка не мешала его свободным движениям, а в комнате не было нагромождения предме­тов, о которые можно ушибиться.

Могучим средством закаливания ребенка являются водные процедуры. С первых не­дель жизни необходимо приучать ребенка к ежедневной ванне; температура воды долж­на быть не выше 37 градусов. Детей, кото­рые научились ходить, летом нужно ежедневно обливать из лейки или кувшина по­догретой водой; никакая погода не должна препятствовать проведению этих водных процедур. Чрезвычайно полезны для ма­леньких детей игры у тазов с водой, куда кладут различные резиновые и целлулоидные игрушки.

Очень важно воспользоваться летом, что­бы приучить ребенка к водным процедурам. И зимой полезно продолжать тепловатые обливания. Ребенка ставят в таз, на дно ко­торого положено мохнатое полотенце или простыня. Эти обливания становятся для ребенка настоящей потребностью. Они спо­собствуют его хорошему сну, аппетиту и жизнерадостному настроению.

Постепенно дети переходят к ежедневным обтираниям всего тела. Цель обтираний, как и всех водных процедур,— воздейство­вать на сосуды кожи, причем помимо воз­действия влаги здесь имеет значение и по­следующее растирание. Поэтому несколько возбужденные, нервные дети гораздо лучше переносят обливание тепловатой водой,чем обтирание.

Детям, склонным к частым простудам, ре­комендуется помимо обтираний и ежеднев­ные ножные ванны. Температура воды для обтирания и ванн должна быть 25—26 гра­дусов, в дальнейшем ее следует постепенно снижать; школьники легко привыкают к об­тираниям холодной водой.

Солнечные ванны также способствуют за­калке организма, являются могучим целеб­ным средством при ряде заболеваний, но проводить их следует, только посоветовав­шись с врачом. У маленьких детей (до года-полутора), нервных, легко возбуждающихся, а тем более имеющих туберкулез­ную интоксикацию, пребывание на солнце может вызвать нежелательные последствия.

Лучшее время для проведения солнечных ванн — утренние часы — между 10 и 12. Начинают их с 2—3 минут и доводят до 15—20. При малейшей нежелательной реак­ции — головная боль, вялость — солнечные ванны нужно прекратить.

В первое время солнечному облучению подвергают спину, ягодицы и ножки, затем грудь и живот. Когда ребенок привыкнет к действию солнечных лучей, ему разрешают определенное время проводить на солнце, но обязательно надев на голову легкую полотняную панамку.

Действие солнечных лучей на организм чрезвычайно сложно; помимо непосредст­венного влияния на сосуды, что выражается в легком покраснении кожи, нужно учесть и специфическое действие света. Дело в том, что в коже, особенно у детей раннего возраста, находятся жировые вещества (эргостерины), которые под влиянием света и солнца переходят в витамин D. Этот вита­мин способствует правильному обмену ми­неральных веществ в организме ребенка и росту его скелета. Вот почему при рахите, когда имеется недостаточность витамина D, пребывание на солнце очень полезно. Таким образом, в закаливании есть один общий принцип — приучать ребенка к колебаниям окружающей температуры. Было бы боль­шой ошибкой проводить закаливание толь­ко летом, а зимой вновь начинать чрезмерно кутать малыша. Тяжелая и слишком теп­лая одежда мешает правильному потоот­делению, циркуляции крови в сосудах ко­жи, задерживает кожные испарения.

Закаленный ребенок в теплом сухом по­мещении может всю зиму ходить в носочках и легких туфельках или башмачках.

Дети дошкольного и школьного возраста летом могут ходить босиком. Это также яв­ляется одним из способов закаливания ор­ганизма. Маленькому ребенку лучше на бо­сую ножку надевать легкие полотняные ту­фельки или сандалии.

Закаленные дети, приученные к плано­мерным физкультурным и гимнастическим упражнениям, поступают в школу достаточ­но крепкими, хорошо выдерживают трудо­вой режим школьника и становятся деятель­ными участниками спортивных состязаний и физкультурных праздников.

Полезная информация

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике